Осенью 2009 года состоялась шестая профессиональная конференция Special Events «Новая Реальность event-бизнеса». Новая реальность началась с новой площадки под названием «First Business Restaurant» или FBR на территории бизнес-комплекса «Москва-Сити». Как выяснилось, площадка была специально открыта для этой конференции. Еще вчера в FBR стучали молотки, а уже сегодня представители крупных компаний собрались здесь для обмена опытом, обсудить тенденции и ответить на волнующие вопросы, такие как: смена приоритетов в event-бизнесе, перспективы event-рынка, концепции и тренды новогоднего сезона 2010 и др.
На конференции «Новая реальность» произошли интересные изменения, а точнее рокировка - эту конференцию вел Алексей Берлов, а выступал с докладом Александр Шумович, обычно все было с точностью до наоборот.
Алексей Берлов: Я бы хотел сказать несколько слов о кризисе, о вызовах, перед которыми мы стоим. Существует устойчивая фраза о том, что у кризиса новые возможности, не знаю как у Вас, но мои возможности были до кризиса, наверное, больше, чем есть у нас сейчас. И кризис подразумевает не только новые возможности с точки зрения положительных вещей, но и элемент таких опасных оков, куда мы можем скатиться. Например, в последнее время я очень часто слышу от своих знакомых, тех кто крутится в этом же бизнесе, что попытки финансово замотивировать заказчиков стало все больше и больше, люди пытаются любой ценой получить контракт. Компании, которые находятся на грани жизни и смерти, будут делать все, чтобы получить эти мероприятия и демпинговать в том числе, что не здорово для рынка. Или компании будут делать любые мероприятия, то есть будет размываться позиционирование, это ряд опасных моментов для рынка, но, вероятно, есть и положительные вещи.
Александр Шумович: Мы все привыкли к комфорту, и нам хочется, чтобы дома было все в порядке, чтобы офис был удобным, чтобы все люди работали в приятных условиях, это наша цель, мы все к этому стремимся. Что же такое комфортные условия для агентства? Когда мы четко знаем бриф, когда у нас есть 2 недели на подготовку нашей презентации, когда у нас достаточно персонала, когда у нас есть хорошие идеи, и в таких комфортных условиях работать и работать. С точки зрения клиента комфортные условия работы, это когда у агентства прозрачные цены, когда они быстро и четко на все отвечают, когда прозрачна конкурентная среда. Хочется, чтобы были такие комфортные условия. Но проблема в том, что когда мы полностью удовлетворены, когда у нас нет раздражителей, это сильно бьет по нашему воображению, мы хотим остановить момент, удержать статус-кво и не двигаться дальше, мы останавливаемся и перестаем мечтать. В зоне комфорта должен быть момент, к которому мы стремимся, а не в котором находимся, потому что в зоне комфорта, когда все удобно, нет страсти, в этом нет опасности, в этом нет какого-то вызова, и то, что описывается похоже на смерть, на какое-то успокоение. Я прочитал такую мысль, что лидерство - это способность людей выйти из этой зоны комфорта, способность поставить себе более высокую планку.
Всем: и людям, и компаниям, страшно меняться, страшно выходить на новые рынки, страшно предлагать что-то новое, страшно, что нас не оценят, страшно, что мы можем получить отказ. Тех, кто преодолевает страх, не так много, но те, кто это делает, становятся солиднее, потому что они открывают для себя новые возможности.
В 2008 году начался кризис, и, фактически, начался шторм, который очень сильно потревожил многие бизнесы и многие компании, многие люди вышли из своей зоны комфорта - стали больше шевелиться, задумываться, перестали действовать на автопилоте, перестали использовать какие-то проверенные решения, и стали искать какие-то новые.
Мы будем страшно милы, мы будем улыбаться, даже симпатичней, чем раньше, будем цепляться зубами, когтями за каждого клиента, стараться сделать его счастливым. Не удовлетворенным, а счастливым. Мы будем искать более экономичные варианты, будем искать, как сэкономить тысячи рублей, для нас это станет важным. Мы станем гораздо ответственнее. Мы перестанем принимать решения на автопилоте, в полной мере будем думать над каждым нашим шагом, станем более экстравертированными компаниями, нам будет тяжело замыкаться в себе, когда кругом все бушует, и быстро принимаются решения, нам придется общаться с окружающим миром, с окружающими людьми.
Поскольку мы говорим о реалиях event-бизнеса, мы должны стать смелыми, быть воодушевленными и воодушевлять других, не бояться делать новые шаги, и бороть свои страхи. И мы должны быть более общительными. Для себя я делаю вывод, что я буду стремиться избегать зоны комфорта, буду говорить с незнакомцами, делать какие-то новые шаги. И каждый раз, когда я буду чувствовать, что мне как-то хорошо, я буду беспокоиться и стремиться сделать следующий шаг. Призываю всех поступить также.
Актуальные вопросы, которые волнуют каждого в event-индустрии, мы задали Александру Шумовичу.
Заканчивается 2009 год. Как Вы оцениваете его, и какие изменения произошли за этот год?
Наш КПД работы стал ниже, то есть тендеров стало больше и работать пришлось гораздо больше. Выигрывать удается реже, теперь за те же результаты приходится гораздо больше трудиться.
Мероприятий становится меньше?
Примерно так же, но как я и сказал, стараний прикладываем больше. Игроку очень тяжело делать вывод о рынке в целом, поэтому я не буду брать на себя такую ответственность. Мы держимся нормально.
Какие еще в российской event индустрии произошли изменения? Какие тенденции?
Больше стало появляться социальных сетей, которые как-то прикручивают к мероприятию. Рынок труда тоже какой-то странный. Все слышали о больших сокращениях, но найти нормального человека за нормальные деньги по-прежнему тяжело. Люди, которых вызываешь на собеседование, не приходят. Значит, у них все отлично. Открываются новые площадки, Вы видите сами, достаточно хорошие.
Перспективы рынка зимнего сезона 2009 – 2010?
Мне кажется, топовой темой будут экономные решения. Кто-то будет отменять, кто-то не будет отменять, но эта тема будет самой актуальной. Клиенты будут требовать экономные решения от площадки, от декораторов, от артистов и от event агентств. Мероприятий становится гораздо меньше, и они становятся более идейными тусовками.
У Вас есть какие-то экономные решения? И какие будут тренды этого сезона?
Мы предлагаем идейные мероприятия, мы и раньше этим были сильны, просто сейчас они становятся более востребованными, мероприятия, в которых есть какая-то сильная идея. И это позволяет добиться гораздо большего эффекта, не вкладывая больше в смету. Когда люди «зажигаются» на социальный посыл, на эмоциональный посыл, то знайте: не надо тратить безумные деньги на то, чтобы стимулировать все это, на декорации, на артистов, и т.д. Людям и так хорошо, они и так горят. Недостаток бюджета компенсируется ценностью идеи.
Вечные ценности будут в моде?
Я надеюсь.
В январе 2010 года Алексей Берлов в своем блоге разместил заметку об итогах 2009 года на рынке организации мероприятий:
Сугубо личные итоги наблюдений за рынком профессиональных услуг в области event management.
Миф о сервисе.
Сервис на рынке профессиональных услуг в области event management – это миф. Есть островки сервиса – отдельные «старающиеся» агентства и подрядчики. Или островки во времени: когда агентство или подрядчик решают «вложиться» в проект.
Сервис за пределами этих островков очень резко заканчивается. Сервис как система, как культура производства – это большая удача.
Культура «священного сервиса», то есть отношения к сервису как к священной и обязательной части своей профессии, - вещь редкая. Многие могут организовать мероприятие. Не многие могут качественно организовать сам процесс организации, сделать его легким и сбалансированным.
Диктат площадок.
Площадки для больших мероприятий диктуют свои условия. Обычно клиент испытывает чувство глубоко обязанного человека во время работы с такими площадками.
Площадок откровенно мало. Те же, что есть, не обеспечивают даже близкий к нормальному европейскому уровню сервиса или технологической оснащенности.
Сколько, например, в Москве приличных площадок на мероприятие в 1000-2000 человек? Их можно посчитать по пальцам. Везде вы получите свою порцию «Ах, ну что же вам всем от меня надо».
Звезды.
Звезды в большинстве своем застряли где-то в 90-х. Оплата наличными, 100% предоплата и, конечно, демонстрация характера. Сервис и профессионализм в работе на мероприятиях вещь редкая и не системная. Зависит исключительно от личности директора звезды.
Конкуренция и репутация.
Еще один миф рынка. Есть связи. И пока это самое главное конкурентное и репутационное преимущество. Тендер, когда заказчик сам с интересом ждет результатов, скорее исключение, чем правило.
Образцовым в этом отношении в России является, конечно, государство. Все коммерческие структуры смотрят на государственную практику тендеров и копируют ее.
Можно двояко оценить ситуацию. Ждать перемен. Или рассматривать это как национальную особенность нашего рынка и наслаждаться ритуальными конкурсами.
Обратная связь.
Отсутствие обратной связи, которая позволяет учиться. Полноценный разбор полетов и отклик редко происходит как в рамках тендера, так и по итогам проекта. Провели и слава богу.
Сесть и подробно разобрать все мелочи – скорее исключение, чем практика. Но, правда, случается все чаще и чаще.
В качестве резюме.
Ведь и не могло быть иначе: рынок мероприятий – слепок с любого другого рынка в России. Со всеми пороками и фамильными чертами.
В отличии, скажем, от PR рынка, рынок мероприятий пока не представляет собой единого поля. На рынке играют как те, кто называет себя «евент агентствами», так и PR компании, маркетинговые компании, BTL компании, специализирующиеся на промо кампаниях, ассоциации, частные лица и т.д. Порог входа на рынок очень низок и «начать делать мероприятия» может практически любой человек.
В связи с тем, что сами игроки не видят себя участниками одного поля, нет возможности для появления стандартов качества, стандартов оказания услуги и целей развития рынка.
У рынка есть несколько сверх задач, которые позволят ему сделать следующий шаг:
А) Начать молиться на сервис. Сосредоточиться не только на финальном результате, но и на том, как он достигается и зачем это вообще все делается.
Б) Интеграция задач, которые решают эвент менеджеры, в более глобальные задачи, стоящие перед компанией. В задачи маркетинга, в задачи развития персонала, в задачи стратегического развития компании.
Тогда от «мероприятий праздников» мы перейдем к мероприятиям, которые станут инструментами изменений людей и компаний, станут способом фиксации успехов, фиксации новой картины будущего.
В статье использованы материалы рубрики «Эксклюзивно от Eventum Premo» из журнала Event Zima 2009, а также материалы из блога Алексея Берлова.
Благодарим Eventum-Premo и лично Александра Шумовича и Алексея Берлова за интересные материалы.
Специально для Event Каталога,
Роман Шуберт